На чем экономят и зарабатывают лоукост-авиакомпании?


На чем экономят и зарабатывают лоукостеры

Каждый четвертый пассажир в мире, совершающий перелет, пользуется услугами ЛОУКОСТ-авиакомпаний.

В чем феномен популярности этой бизнес-модели? Только ли в низких тарифах?

Вовсе нет — объясняют эксперты. Прежде всего, ЛОУКОСТ (LOW COST — от англ. «низкие издержки») — это минимизация всех расходов, которые несет авиакомпания. Но в силу того, что главная статья экономии — это большой масштаб бизнеса, ЛОУКОСТ-авиакомпаниям необходимо привлекать все новых и новых клиентов. Поэтому они с одинаковой заинтересованностью смотрят и на пассажиров традиционных авиакомпаний, и на тех, кто путешествует крайне редко. И тех, и других они привлекают низкими тарифами, но только в том случае, если смогут на этом заработать сами.

На чем же экономят ЛОУКОСТ-авиакомпании?

На чем экономят и зарабатывают лоукост-авиакомпании

МАСШТАБ БИЗНЕСА

Расходы в любой авиакомпании делятся на постоянные и переменные. Постоянные не зависят от того, сколько пассажиров перевезла компания: зарплата генерального директора и стоимость аренды офиса — величины неизменные. Но чем больше пассажиров перевезет компания, тем меньшую долю постоянных издержек нужно будет покрыть, продавая каждый билет. Сегодня для того, чтобы на равных конкурировать с лидерами по издержкам, авиакомпании нужно перевозить (в зависимости от рынка) от 20 до 40 млн пассажиров в год!

ФЛОТ

ЛОУКОСТ-авиакомпании используют только:

Новые самолеты

На гарантии, реже требуют профилактики и ремонта, самые новые модификации.

Самолеты одного типа

Не нужно учить пилотов, бортпроводников и техников на разные типы самолетов.

С «плотной» компоновкой с небольшим шагом кресел

Чем больше пассажиров в самолете, тем больше прибыль.

Помимо выбора самолетов, очень важно эффективно их использовать. Поэтому ЛОУКОСТ-авиакомпании стремятся:

Как можно более интенсивно использовать самолеты

Быстрое обслуживание на земле позволяет скорее отправиться в полет и перевезти на одной машине больше пассажиров.

Специальным образом обслуживать самолеты

Программы сервисных работ авиакомпании разрабатывают самостоятельно, чтобы обеспечить жесткий график полетов.

МАРШРУТНАЯ СЕТЬ

ЛОУКОСТ-авиакомпании предпочитают выполнять полеты на коротких линиях. Чаще всего продолжительность типового полета — от одного до трех часов; пятичасовые полеты — большая редкость.

При этом компании зачастую используют так называемые базовые аэропорты, в которых размещается по несколько самолетов.

АЭРОПОРТЫ

ЛОУКОСТ-авиакомпании строят маршрутную сеть по принципу point-to-point, из пункта в пункт. Они выбирают:

Небольшие, «вторичные» аэропорты

Они менее загружены, порой они предлагают внушительные скидки на обслуживание

Время прилета и вылета с максимальными скидками

В некоторых аэропортах можно получить скидку за полеты в «неудобное» время — рано утром или поздно вечером

Отсутствие стыковок

В отличие от сетевых авиакомпаний, ЛОУКОСТ-перевозчики не тратят деньги на организацию перегрузки багажа с рейса на рейс

БАГАЖ

ЛОУКОСТ-авиакомпании знают, сколько времени и денег тратится на погрузку-разгрузку багажа, и поэтому предлагают пассажирам путешествовать налегке. Тем же, кто не готов расстаться со своими чемоданами, стоит заплатить за полет каждого из них значительную сумму.

При этом следует учесть:

существуют жесткие ограничения для ручной клади — как по весу, так и по размерам;

оплата провоза багажа в аэропорту обойдется гораздо дороже, чем оплата на сайте авиакомпании.

ПРОДАЖА БИЛЕТОВ

ЛОУКОСТ-авиакомпании предпочитают не платить комиссии агентам по продаже авиабилетов и не тратить средства на содержание билетных касс (и кассиров). Поэтому они стараются:

Большинство билетов продавать через свой сайт

Нет никаких комиссий.

Отказаться от сложных систем бронирования

Используются упрощенные системы, при которых нельзя забронировать билет — его надо сразу выкупить.

Упрощать схему оплаты билетов

Без «электронных денег» или оплаты наличными.

Принимать на сайте все платежи

Если нужно оплатить дополнительные услуги — за багаж или удобное место в салоне, — дешевле это сделать на сайте.

Впрочем, в последнее время даже ЛОУКОСТ-авиакомпании начали предлагать свои билеты в системах бронирования. За привлечение новых пассажиров приходится платить.

УСЛУГИ НА БОРТУ

Считается, что ЛОУКОСТ-компании — это авиакомпании без излишеств.

Действительно, базовый набор — перелет из пункта в пункт — не предполагает никаких дополнительных услуг. Однако за дополнительную плату пассажиру могут предложить:

Прохладительные напитки и питание

Выбор места в салоне

К примеру, в первом ряду или около аварийного выхода

Cувениры и товары для путешественников

Такси от аэропорта до гостиницы

Провоз багажа, животных и т.д.

УПРАВЛЕНИЕ ТАРИФАМИ

Дешевые билеты у ЛОУКОСТ-авиакомпаний бывают либо задолго до полета, либо при сезонной распродаже. Однако в любом случае — чем больше билетов продано на каждый конкретный рейс, тем дороже становятся остальные.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

Чтобы сэкономить на фонде оплаты труда, сотрудники ЛОУКОСТ-авиакомпаний выполняют различные функции: так, бортпроводники занимаются уборкой салона и регистрацией пассажиров на рейс. А некоторых должностей и вовсе нет — руководителям не положены персональные автомобили с водителями.

САМОЛЕТЫ СО СКИДКАМИ

Эффект масштаба позволяет договариваться о выгодных условиях с производителями самолетов, операторами аэропортов и даже правительствами регионов. Так, покупатель, заказывающий СТО самолетов, имеет все шансы через 5-7 лет продать свои лайнеры за те же деньги, что заплатил за них при покупке.

СКИДКИ В АЭРОПОРТАХ

Если небольшому удаленному европейскому аэропорту пообещать миллион пассажиров в год, он сможет предложить беспрецедентные скидки на обслуживание.

РЕКЛАМА КУРОРТОВ

Если ЛОУКОСТ-авиакомпания доставляет пассажиров на какой-либо курорт, то за два-три миллиона отдыхающих правительство региона может заключить рекламный контракт на десятки миллионов долларов. Именно так возникают супернизкие тарифы — один евро плюс сборы.