На чем экономят и зарабатывают лоукост-авиакомпании?
Каждый четвертый пассажир в мире, совершающий перелет, пользуется услугами ЛОУКОСТ-авиакомпаний.
В чем феномен популярности этой бизнес-модели? Только ли в низких тарифах?
Вовсе нет — объясняют эксперты. Прежде всего, ЛОУКОСТ (LOW COST — от англ. «низкие издержки») — это минимизация всех расходов, которые несет авиакомпания. Но в силу того, что главная статья экономии — это большой масштаб бизнеса, ЛОУКОСТ-авиакомпаниям необходимо привлекать все новых и новых клиентов. Поэтому они с одинаковой заинтересованностью смотрят и на пассажиров традиционных авиакомпаний, и на тех, кто путешествует крайне редко. И тех, и других они привлекают низкими тарифами, но только в том случае, если смогут на этом заработать сами.
На чем же экономят ЛОУКОСТ-авиакомпании?
МАСШТАБ БИЗНЕСА
Расходы в любой авиакомпании делятся на постоянные и переменные. Постоянные не зависят от того, сколько пассажиров перевезла компания: зарплата генерального директора и стоимость аренды офиса — величины неизменные. Но чем больше пассажиров перевезет компания, тем меньшую долю постоянных издержек нужно будет покрыть, продавая каждый билет. Сегодня для того, чтобы на равных конкурировать с лидерами по издержкам, авиакомпании нужно перевозить (в зависимости от рынка) от 20 до 40 млн пассажиров в год!
ФЛОТ
ЛОУКОСТ-авиакомпании используют только:
Новые самолеты
На гарантии, реже требуют профилактики и ремонта, самые новые модификации.
Самолеты одного типа
Не нужно учить пилотов, бортпроводников и техников на разные типы самолетов.
С «плотной» компоновкой с небольшим шагом кресел
Чем больше пассажиров в самолете, тем больше прибыль.
Помимо выбора самолетов, очень важно эффективно их использовать. Поэтому ЛОУКОСТ-авиакомпании стремятся:
Как можно более интенсивно использовать самолеты
Быстрое обслуживание на земле позволяет скорее отправиться в полет и перевезти на одной машине больше пассажиров.
Специальным образом обслуживать самолеты
Программы сервисных работ авиакомпании разрабатывают самостоятельно, чтобы обеспечить жесткий график полетов.
МАРШРУТНАЯ СЕТЬ
ЛОУКОСТ-авиакомпании предпочитают выполнять полеты на коротких линиях. Чаще всего продолжительность типового полета — от одного до трех часов; пятичасовые полеты — большая редкость.
При этом компании зачастую используют так называемые базовые аэропорты, в которых размещается по несколько самолетов.
АЭРОПОРТЫ
ЛОУКОСТ-авиакомпании строят маршрутную сеть по принципу point-to-point, из пункта в пункт. Они выбирают:
Небольшие, «вторичные» аэропорты
Они менее загружены, порой они предлагают внушительные скидки на обслуживание
Время прилета и вылета с максимальными скидками
В некоторых аэропортах можно получить скидку за полеты в «неудобное» время — рано утром или поздно вечером
Отсутствие стыковок
В отличие от сетевых авиакомпаний, ЛОУКОСТ-перевозчики не тратят деньги на организацию перегрузки багажа с рейса на рейс
БАГАЖ
ЛОУКОСТ-авиакомпании знают, сколько времени и денег тратится на погрузку-разгрузку багажа, и поэтому предлагают пассажирам путешествовать налегке. Тем же, кто не готов расстаться со своими чемоданами, стоит заплатить за полет каждого из них значительную сумму.
При этом следует учесть:
существуют жесткие ограничения для ручной клади — как по весу, так и по размерам;
оплата провоза багажа в аэропорту обойдется гораздо дороже, чем оплата на сайте авиакомпании.
ПРОДАЖА БИЛЕТОВ
ЛОУКОСТ-авиакомпании предпочитают не платить комиссии агентам по продаже авиабилетов и не тратить средства на содержание билетных касс (и кассиров). Поэтому они стараются:
Большинство билетов продавать через свой сайт
Нет никаких комиссий.
Отказаться от сложных систем бронирования
Используются упрощенные системы, при которых нельзя забронировать билет — его надо сразу выкупить.
Упрощать схему оплаты билетов
Без «электронных денег» или оплаты наличными.
Принимать на сайте все платежи
Если нужно оплатить дополнительные услуги — за багаж или удобное место в салоне, — дешевле это сделать на сайте.
Впрочем, в последнее время даже ЛОУКОСТ-авиакомпании начали предлагать свои билеты в системах бронирования. За привлечение новых пассажиров приходится платить.
УСЛУГИ НА БОРТУ
Считается, что ЛОУКОСТ-компании — это авиакомпании без излишеств.
Действительно, базовый набор — перелет из пункта в пункт — не предполагает никаких дополнительных услуг. Однако за дополнительную плату пассажиру могут предложить:
Прохладительные напитки и питание
Выбор места в салоне
К примеру, в первом ряду или около аварийного выхода
Cувениры и товары для путешественников
Такси от аэропорта до гостиницы
Провоз багажа, животных и т.д.
УПРАВЛЕНИЕ ТАРИФАМИ
Дешевые билеты у ЛОУКОСТ-авиакомпаний бывают либо задолго до полета, либо при сезонной распродаже. Однако в любом случае — чем больше билетов продано на каждый конкретный рейс, тем дороже становятся остальные.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА
Чтобы сэкономить на фонде оплаты труда, сотрудники ЛОУКОСТ-авиакомпаний выполняют различные функции: так, бортпроводники занимаются уборкой салона и регистрацией пассажиров на рейс. А некоторых должностей и вовсе нет — руководителям не положены персональные автомобили с водителями.
САМОЛЕТЫ СО СКИДКАМИ
Эффект масштаба позволяет договариваться о выгодных условиях с производителями самолетов, операторами аэропортов и даже правительствами регионов. Так, покупатель, заказывающий СТО самолетов, имеет все шансы через 5-7 лет продать свои лайнеры за те же деньги, что заплатил за них при покупке.
СКИДКИ В АЭРОПОРТАХ
Если небольшому удаленному европейскому аэропорту пообещать миллион пассажиров в год, он сможет предложить беспрецедентные скидки на обслуживание.